Самый сильный взрыв

24 июля 1946 г. пароход «Дальстрой» стоял у причала порта Находка на м. Астафьева. Это был сухогруз дедвейтом 13500 т. Не старый — постройки 1925 г. Причем с котлами на мазуте – редкость в то время. В 1935 г. судно это было куплено в Голландии, названо сначала «Генрих Ягода».  А когда главного чекиста арестовали, переименовано в «Дальстрой».

dalstroyХодило оно в основном между Приморьем и Магаданом. В этот раз в Находке загружалось взрывчаткой для горных работ. Погрузку вели заключенные. Аммонал ссыпали в носовой трюм навалом – не было тары. 400 т. тротила во втором трюме лежали в резиновых мешках. По палубе из пожарных шлангов струилась вода.

Услышав крик: «Пожар» капитан В.М. Банкович приказал увеличить напор воды в шлангах и, открыв кингстоны, затопить носовой трюм. Но когда из трюма повалили дым и пламя, дал команду: «Покинуть судно». Тревожно загудели, стоявшие в порту суда. На выручку кинулись буксир-спасатель «Адмирал Нахимов» и маленький танкер — тоже «Дальстрой».

Взрыв грянул, когда команда была на полпути к выходу из порта. По воспоминаниям бывшего старпома «Дальстроя» П.П. Куянцева, его подняло в воздух и бросило на землю. Когда очнулся, у пирса не было ни судна, ни складов, ни зданий, ни деревьев. Только сваи, корма судна, да на ней два выброшенных из кочегарки паровых котла. Все черно от мазута. Повсюду разбросаны части судна. Пятитонный якорь нашли в полукилометре от берега.

Людей, столпившихся у ворот порта, взрыв, расплющил об утес. Из-под груды тел ручьем текла кровь. Сколько тогда погибло человек – точно неизвестно. Но большинство из 48-ми человек экипажа «Дальстроя» уцелели. Обломки пролетели над их головами. Погибли те, кто был ближе к взрыву и дальше.

Последним шел капитан. Осколок попал ему в затылок. Так и не нашли тел врача и 3-го механика. На другой день скончался от травм один из матросов.

Пекаря Рыскина, юнгу Караянова, матросов Сырбо, Лелюка, с жен капитана и 4-го помощника осколки настигли в километре от порта. Троих первых убило, женщин и Лелюка — ранило.

Следствие сначала искало виновных среди уцелевших членов экипажа. Но когда пожары и взрывы случились еще на нескольких судах Дальстроя, экипаж оставили в покое. По мнению П.П. Куянцева, поджоги были совершены заключенными.

Согласно официальном у докладу, который был представлен руководством МВД СССР И.В. Сталину, «в результате пожара и взрыва в бухте Находка уничтожен пароход «Дальстрой» и все находившиеся на нем грузы в количестве: взрывчатки 917 тонн, сахара – 113 тонн, разных промтоваров – 125 тонн, зерна – 600 тонн, металла – 392 тонн, а всего на сумму 9 млн. рублей; на сгоревших складах Дальстроя уничтожена различных промышленных и продовольственных грузов на сумму 15 млн. руб. и взрывчатки на сумму 25 млн. руб. Во время взрыва парохода «Дальстрой» убито и умерло от ран 105 человек, в том числе военнослужащих 22, гражданского населения 34, заключенных 49; ранено и находится в лечебных заведениях 196 человек, в том числе военнослужащих 55, гражданского населения 78 и заключенных 63».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что в докладе Сталину руководство МВД СССР могло сознательно «смягчить» картину и уменьшить цифры потерь. Согласно их данным на борт «Дальстроя» было загружено 7400 тонн тротила и аммонала, то есть в 8 раз больше. Соответственно было приуменьшено и количество жертв.

Наше время по статистике МЧС сильные неконтролируемые взрывы гремели: во Владивостоке (1992 и 1997), поселках Новонежино (1994), Талый (1995), Пограничный (1998) и Надеждинском р-не (2003). Все во время пожаров на складах с оружием.

Конечно, если бы во время пожара на арсенале ТОФ во Владивостоке 14 мая 1992 года все боеприпасы взорвались одновременно, то этот взрыв был бы во десятки раз сильнее взрыва на м. Астафьева в 1946 г. Но, к счастью, этого не произошло.

 Автор: Александр Ткачев

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены