Первые алмазы / First diamonds

В 1958 году 17 февраля геолог Иманского приискового управления В.П. Белоногов принес в лабораторию Иманской геологоразведочной экспедиции № 29 (п. Рощино) прозрачный камень овально-уплощенной формы размером 6х5х4 мм. Геолог утверждал, что это алмаз, и экспертиза его слова подтвердила.

Белоногов рассказал, что алмазы в количестве 11 камней по 0,5-2 карата, общим весом 8-10 карат, были сданы в кассу Иманского приискового управления (п. Картун, ныне Вострецово) каким-то китайцем еще в 1937 г. В то время всем старателям было предложено добровольно сдать имеющиеся у них драгоценности. Главным образом – золото.

Информации о том, что это был за китаец и откуда, кто принимал у него камни и диагностировал, – не сохранилось. Людей, работавших в то время, – тоже. Об этих алмазах вообще все уже успели забыть. А вспомнили геологи Денисов и Белоногов только потому, что на всю страну прогремело в апреле 1957 г. известие о награждении Ленинской премией геолога Л.А. Попугаевой за открытие алмазных месторождений Якутии.

На якутской волне поиски алмазов были организованы в 50-60-х гг. во многих перспективных районах страны. В том числе и в западной части Приморья, где обнаружились выходы на поверхность кимберлитов и других «подозрительных» пород. Но ни в те годы, ни позднее поиски не дали положительных результатов. Известны, правда, случаи, когда за природные камни пытались выдать синтетические алмазы с буровых коронок.

Что касается «белоноговских» алмазов, то, по мнению некоторых геологов, они могли быть добыты из золотой россыпи на р. Кедровке (прииск «Незаметный»). Но никто не пробовал их там уловить хотя бы при помощи бараньего жира (простейшая технология поиска алмазов, основанная на их свойстве прилипать к жирной поверхности). Впрочем, вероятнее всего, алмазы эти были из Китая.

С тех пор слухи о приморских алмазных россыпях возникают в печати периодически. Основанием для них чаще всего служат известия об открытии месторождений – реальных или мнимых – в смежных с Приморьем регионах. Или реальные геологические открытия, но не алмазов, а условий, которые теоретически алмазам сопутствуют.

Например, в районе Приханкайской равнины геофизическими работами установлены  многочисленные локальные магнитные и гравитационные аномалии, погребенные под рыхлыми отложениями. Предполагается, что часть из них может принадлежать кимберлитам и близким к ним породам. Но, по статистике, на сотню кимберлитовых трубок приходятся лишь две-три алмазоносные. И то не всегда.

Автор: Борис Залищак.

Дополнительные материалы:

Самое большое в России месторождение алмазов

Самые крупные и самые известные исторические алмазы

First diamonds

The first record of diamonds in Primorsky Territory dates back to 1937 when all prospectors were ordered to give up precious minerals in their possession. A certain Chinese came to Imanskoye Mining District Office and handed over 11 diamonds of 0.5 to 2 carats each with a total weight of 8-10 carats. However, the source of their origin remained unknown. Diamond prospecting works were undertaken in the western part of Primorsky Territory in 1950s-1960s — according to geophysical data, kimberlites can be present under Prikhankaiskaya Lowland. Anyway, diamonds still remain a myth in Primorsky Territory – of each hundred of kimberlite pipes only two or three may contain diamonds or may not.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены