Первый водовод / The first water pipe-line

Всем было хорошо место выбранное для Владивостока его основателями, не было лишь реки для надежного водоснабжения. И долгие годы обходились горожане колодцами да запрудами. Их не хватало. В 1882 г. городская управа даже назначила 10 сторублевых премий для лиц, устроивших у себя новые колодцы.

В 1884 г. в газете «Владивосток» была помещена статья, автор которой предложил построить водопровод от Седанки до Владивостока. 1-ю Речку он считал для водоснабжения непригодной. Во время засухи 1889 г. городская Дума обсуждала этот вопрос. Но у нее не нашлось денег даже на проведение изыскательских работ. Между тем у колодцев уже вспыхивали драки. Китайские водоносы старались не подпускать к колодцам «посторонних».

В ноябре 1893 года городской инженер Белобородов предложил проект плотины, гарантировавший поступление в город 120000 куб. м воды в сутки. На 40 тыс. населения – с избытком. Но приближались думские выборы, и о нем забыли.

В 1893 г. архитектор А.А. Гвоздзиовский купил на свои деньги бур и принялся за бурение артезианских колодцев. Одно только Морское ведомство заплатило ему за труды 20000 руб.

В 1898 г. уже губернатор потребовал от думцев финансировать изыскательские работы. Дума выделила 12500 руб. Работы на 1-й Речке были проведены, но не закончены.

С 1903 г. в долине р. Буяковки для нужд минно-торпедного батальона моряки устроили три пруда-накопителя и провели свой водопровод. А железная дорога стала-таки качать воду для паровозов из 1-й Речки. Зимой 1911 г. в городе перемерзли все колодцы, и воду танкерами возили из Японии. Пришлось бурить новые скважины и добавлять насосные на первореченских водозаборах.

К зиме 1916 г. Владивосток «питался» из Суйфунского водозабора (ул. Фонтанная), трех водоразборных будок, получавших воду от водопровода железной дороги, пяти водозаборов в нижней части водосборного ковша 1-й Речки, 46-ти артезианских скважин и 247-ми обычных колодцев, находящихся в общественном или личном пользовании. И лишь летом 1931 г. началось строительство гидроузла на Седанке. В строительстве широко использовались шести- и восьмидюймовые деревянные трубы. 6 февраля 1934 г. Седанкинский водопровод дал первую воду для промышленных нужд Владивостока.

В 2012 г. краевая столица ежедневно потребляла около 450 тыс. тонн пресной воды. Доставлялась она с избытком водоводами из  5 источников. Это Артемовский гидроузел( 325 тысяч кубометров воды в сутки), водохранилища Пионерское (30 тысяч ) и Богатинское (80 тысяч), Шкотовский и Штыковский водозаборы (от 20 до 100 тысяч каждый в зависимости от наполнения речек). Тем не менее, в августе 2012 г. было  объявлено о запуске в эксплуатацию нового — резервного — водовода от «Пушкинской депрессии» мощностью до 125 тысяч «кубов» в сутки. «На вырост», но не только.   Согласно государственным нормативам не менее четверти потребления воды в экстренных ситуациях в крупных городах должно обеспечиваться за счет подземных источников. В планах — строительство Второлужского водохранилища в Анучинском районе,  которое будет подпитывать Артемовский гидроузел.

Автор: Александр Ткачев.

The first water pipe-line

Vladivostok always experienced the lack of fresh water. The municipal council considered the construction of the water pipe-line but failed because of money shortage. In 1893 the architect A.A. Gvozdziovsky initiated artesian well drilling at private expense. In 1903 navy sailors established three detention basins and installed plumbing in the Valley of Buyakovka River. In winter 1911 the wells got frozen, therefore, water was delivered from Japan. In 1931 the construction of hydraulic structure on Sedanka River began. On February, 6, 1934 it provided Vladivostok with the first drinking water.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены