Памятные даты мая в «Энциклопедии Приморья»

В середине мая просыпается после зимней спячки одно из самых вредоносных насекомых Приморья — картофельная коровка. Это единственная растениеядная коровка. Отличить ее не трудно по количеству точек на коричневых надкрыльях – по 14 на каждом. С появлением всходов картофеля коровка перелетает на поля и огороды. С июня самки начинают откладывать яйца на нижнюю сторону листьев картофеля — 250-500 за лето. Личинки – грязно-желтые, покрытые щетинками – появляются через 8-15 дней и через 3-4 дня расползаются. Они питаются и развиваются 20-24 дня, после чего окукливаются.

1 мая 1917 г. вышел первый номер ежедневной газеты приморского краевого комитета ВКП(б)-КПСС «Красное знамя». В советское время она была старейшей газетой Приморья. На весь Советский Союз прославилась тем, что в 70–80-х гг. была самой популярной, самой массовой из всех республиканских, областных и краевых газет СССР – 450 тыс. ежедневного тиража на 2 млн. населения.

1 мая 1935 г. при защите границы в бою со вторгшимся на советскую территорию японским подразделением геройски погиб пограничник Александр Краев. Его именем была названа первая в Приморье именная погранзастава Гродековского погранотряда в Гродековском (Пограничном) районе.

1 мая 1957 г. вечером по Владивостокскому телевидению впервые был показан кинорепортаж о событии. Это был отчет о морском параде кораблей ТОФ и демонстрации трудящихся, который съемочная группа успела подготовить день в день, причем не имея для этого никакого специального оборудования, даже своей кинокамеры.

4 мая 1982 г. ночью плавзавод «Александр Обухов» стоял в б. Золотой Рог кормой
у причальной стенки. Настоящий гигант – более 160 м в длину и высотой с 9-этажный дом. После
полуночи без видимых причин он стал крениться влево, а еще через 2 часа опрокинулся и лег
левым бортом на дно.

5 мая 1859 г. экспедицией под командованием подполковника К.Ф Будогосского был установлен первый пограничный столб на сухопутной восточной границе России и Китая. Он был отмечен литерой «К».

6 мая 1884 г. состоялось первое собрание Общества изучения Амурского края. Первым председателем был избран Федор Федорович Буссе, который занимал этот пост 5 лет.

8 мая 1859 г. вышел указ «О командировании в Восточную Сибирь знающего офицера для приведения в известность лесов оной». Им стал Корпуса лесничих подполковник А.Ф. Будищев (1830-1868). Алексей Федорович первым описал леса Приморья и составил «Карту Приамурского и Приморского краев и побережья Японского моря в масштабе 5 верст в дюйме». Он же впервые назвал наш край Зауссурийским.

8 мая 1948 г. приказом командующего 5-м Военно-морским флотом вице-адмирала А.С. Фролова на флоте была ликвидирована служба голубиной связи.

9 мая 1854 г. моряки фрегата «Паллада» на пути из Японии обследовали устье реки Тайманьга
на северной границе Кореи. Именем старшего штурманского офицера «Паллады» К.Н.
Посьета они назвали залив, а именем одного из младших чинов, гардемарина Д. Гамова, – мыс в
зал. Петра Великого. Об этом в свое романе «Фрегат «Паллада» написал И.А. Гончаров.

9 мая 1911 г. на переполненном публикой Владивостокском ипподроме впервые на Дальнем Востоке состоялись полеты аэроплана. На аппарате «Фарман» их демонстрировал авиатор-любитель Яков Седов. Во Владивосток он прибыл на пароходе из Севастополя.

10 мая 1896 г. в связи со строительством Транссиба император Николай II утвердил: «Коммерческий порт строить в бухте Золотой Рог… к югу, к мысу Эгершельд».

12 мая 1929 г. Приморская рыболовецкая кооперация впервые праздновала День моря. Официальная часть была посвящена подведению итогов первого года работы кооператоров. После чего началось большое гулянье. Сегодня этот праздник называется День рыбака и отмечается ежегодно во второе воскресение июля.

16 мая 1862 г. генерал-губернатор М.С. Корсаков распорядился об устройстве 10 постов «…между устьем реки Сунгачи и рекой Суйфун: «…посты учреждаются, собственно, для привоза почты из Владивостока в Хабаровку и обратно».

16 (29 н.с.) 1858 г. в Айгуне был подписан «Договор между Россией и Китаем о границах и взаимной торговле». По договору левый берег Амура от Аргуни до моря объявлялся российским, правый до устья Уссури – китайским, а земли между р. Уссури и морем – общего владения. Муравьев получил за это от Государя графский титул и приставку «Амурский».

16 мая 1863 г. во Владивостоке родился его первый коренной житель — Елена Подорожкина.

17 мая 1943 г. четырехторпедным залпом подлодка ТОФ С-56 поразила сразу два вражеских транспорта. Один из них затонул, а второй только получил повреждение – торпеда не взорвалась. Всего за время войны лодка совершила 8 боевых походов, в которых потопила и вывела из строя 4 транспорта, 2 танкера, эсминец и 2 сторожевых корабля противника.

17 мая 1991 г. вышла в эфир первая негосударственная телекомпания Дальнего Востока
«Восток-ТВ». На 3-м канале в 22 часа Была показана голливудская комедия 1987 г. «За бортом» с Голди Хоун и Куртом Расселом.

19 мая 1891 г. в 10 час. утра во Владивостоке Цесаревич Николай, будущий российский Государь Николай II «соизволил лично наложить в приготовленную тачку земли и свезти ее на полотно строящейся железной дороги». Так началось строительство Транссиба.

21 мая 1697 г. Владивосток встречал свой первый ледокол «Надежный», построенный в Дании. Встречал на Адмиральской пристани Владивостокского порта с почетным караулом и оркестром. Об окончании перехода адмиралу Г.П. Чухнину отрапортовал капитан перегона лейтенант Олаф Гардт. А 29 мая после завершения работы приемной комиссии на ледоколе под звуки «Боже, царя храни» на флагштоке был поднят Андреевский флаг.

26 мая 1897 года во Владивостоке, в саду Морского собрания (ныне Матросский клуб), был открыт памятник экипажу шхуны «Крейсерок». Под командованием лейтенанта С.С. Россета «Крейсерок» охранял котиковое лежбище на о. Тюлений у берегов Сахалина. В любую погоду гонял американских браконьеров. Сам Россет погиб 10 июня 1888 г. в проливе Лаперуза. Во время шторма его сбросило за борт ударом гика. А менее чем через год, в октябре 1889-го, там же, в проливе Лаперуза, затонул и его корабль. Он перевернулся во время шторма из-за обледенения вместе с арестованным им американским судном «Роза». В этой трагедии выжил только один человек, а 33 русских и американских моряка утонули, в том числе и еще два лейтенанта – А.П. Налимов и А.П. Дружинин.

26 мая 1983 г. на побережье Приморья обрушилось самое разрушительное в его истории цунами. Вдоль всего Приморского побережья высота трех его самых высоких волн достигала 4,5 м, в б. Ли-
довка в Тернейском р-не – до 7 м, в открытых бухтах Уссурийского залива – до 5 м. В заливах Восток и Находка был отмечен подъем уровня воды до 2,5 м, в заливе Посьета – 1-1,5 м. И даже в бухте Золотой Рог кратковременный перепад уровня составил 70 см.

27 мая 1883 г. исключен из списков флота корвет «Гридень», в честь которого названы мель в зап.
части зал. Петра Великого у б. Маньчжур и группа островов к югу от о. Попова. «Гридень» был первым российским кораблем, зимовавшим в 1960-1961 гг. в б. Золотой Рог. Его экипаж под командованием лейтенанта Г. Х. Эгершельда составил описание бухты, его матросы доставили на пост Турий Рог первую почту из Владивостока.

31 мая 1923 г. двухпалубная паровая яхта «Адмирал Завойко» получила новое революционное имя «Красный вымпел» и новое вышитое золотом знамя: «Поднимайте паруса на великое плавание по океану Мировой Революции!». «Красный вымпел» считаелся первым кораблем Тихоокеанского флота ВМС СССР.

В мае 1862 г. Ф.Ф. Буссе по рекомендации кузена был определен чиновником в Главное управление Восточной Сибири. По заданию губернатора Приморской области он определял возможные места размещения крестьянских поселений на Приханкайской равнине.

В мае 1867 г. в свое первое трехлетнее путешествие по Уссурийскому краю отправляется М.Н. Пржевальский.

В мае 1882 г. правительством России было принято долгосрочное постановление о введении на Дальнем Востоке пошлин на иностранные напитки с повышением ее размеров. Сбор таможенных пошлин возлагался на чиновников акцизного управления.

21 мая 1889 г. во Владивостоке были спущены на воду 2 миноносца Сибирской флотилии «Янчихэ» и «Сучена». В разобранном виде они были доставлены во Владивосток английским пароходом «Альберт» и собраны в механических мастерских. Газета писала:
«В 8 часов 53 минуты по команде «задержки вон!» нажали домкраты, и миноносец «Сучена» плавно сошел на воду; вслед за тем, в 8 часов 58 минут, точно так же спустили и «Янчихэ». В 9
часов 13 минут все было кончено, и миноносцы вступили в семью Сибирской флотилии. Самый
спуск состоялся блистательно…»

В мае 1897 г. на адрес Общества изучения Амурского края пришло письмо из Петербурга от сестры первого председателя ОИАК Ф.Ф. Буссе – Натальи. В нем говорилось, что покойный брат ее завещал Обществу свою библиотеку, которая и будет переслана во Владивосток на одном из пароходов Добровольного флота.

В мае 1903 г. Владивостокская женская гимназия переехала в новое трехэтажное каменное здание на ул. Пушкинской. Просторное помещение позволило открыть еще один, дополнительный, педагогический класс.

В первых числах мая 1904 г. в одной из мастерских владивостокского военного порта команда специально отобранных нижних чинов и мастеровых под руководством инженер-капитана Ф.А. Постникова приступила к строительству самодельного воздушного шара. Работы производились в обстановке совершенной секретности из-за опасения японской агентуры.

В мае 1917 г. в Приморье было создано 45 профессиональных союзов и фабрично-заводских
комитетов, объединивших примерно 25 тыс. рабочих и служащих.

В мае 1928 г. в первый рейс отправился пароход «Первый краболов». Своих специалистов для работы на таких судах в СССР еще не было так что первый экипаж был советско-японским.

В мае 1933 г. на свой 1-й промысловый сезон в район Берингова пролива отправилась флотилия «Алеут». В составе экипажей были гарпунеры и рабочие-раздельщики из Норвегии. В течение 5 лет они обучали российских китобоев ремеслу. За первый сезон «Алеут» добыл 203 кита, за 1933-41 гг. — 3712 китов.

В мае 1958 г. первый пробный беспосадочный полет из Москвы во Владивосток совершил Ту-114Д. Правда, еще долгие годы после того, до появления ИЛ-62, владивостокцы летали в Москву
на ТУ-104… до Хабаровска двумя рейсами. А уже там пересаживались в один ТУ-114.

В мае 1994 г. во время настройки оборудования компании «АКОС» во Владивостоке
прозвучал первый в Приморье и на Дальнем Востоке звонок в сети сотовой связи. Примечательно, что он был осуществлен в цифровом формате, хотя в те годы на российском рынке доминировала аналоговая сотовая связь.

В мае 1994 г. в результате приватизации ГП «Россвязьинформ» было преобразовано в АООТ
«Электросвязь».

В мае 2009 г. В.И. Ишаев был назначен Полномочным представителем Президента России в Дальневосточном федеральном округе.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены