Первый краболов / The first crab boat

В качестве деликатесного продукта дальневосточные крабы стали известны в начале ХХ в., когда в 1908 г. на консервном заводе в б. Гайдамак впервые был налажен выпуск крабовых консервов. Затем появились еще два. Это были небольшие, маломощные предприятия производительностью 50-70 ящиков консервов в сутки. Сбывались они в Англию и Америку. С 1914 по 1917 гг. туда было вывезено около 300 тыс. банок крабовых консервов. Сушеные крабы отправлялись в Корею.

На крабовых консервах решило «подняться» и первое в Приморье государственное предприятие рыбной промышленности – «Дальгосрыбпром». В 1924 г. оно заключило договоры с заводами Н.Н. Шаховского (б. Тафуин), И.И. Федечкина (б. Находка) и японского предпринимателя Х. Такумуры (р. Светлая), а затем даже выкупило два из них. В 1924-25 гг. через «Дальторг» и «Амторг» в США было отправлено более 700 ящиков крабовых консервов, которые были проданы в Нью-Йорке по $ 20,2 за ящик. Пробные партии также ушли в Сан-Франциско, Шанхай, Тяньцзинь и Лондон. Первые валютные успехи заставили правительство задуматься об интенсификации промысла. Суда решено было купить за рубежом.

"Первый краболов" на промысле

«Первый краболов» на промысле

Сухогруз «Чейз» был сравнительно новым (1919 года постройки) и относительно недорогим. Вместе с переделкой в Японии он обошелся СССР примерно в $ 160 тыс. Своих специалистов не было, так что в первый рейс в мае 1928 г. «Первый краболов» – так его назвали – отправился с советско-японским экипажем.

Первым помощником капитана, а затем и капитаном служил на нем П.И. Чеботнягин (1885-1956) – самый, пожалуй, известный краболов Советского Союза. Выходец с Камчатки, он в 1906 г. окончил во Владивостоке мореходные классы. С 1913 г. на гидрографическом судне «Охотск» участвовал в составлении многих карт дальневосточных морей и побережий, а также в первой советской экспедиции на о. Врангеля.

Chebotnyagin-s-ekipazhem

Команда «Первого краболова» во главе с П.И. Чеботнягиным

С 1928 г. Чеботнягин постигает краболовный промысел. В 1930 г. он принимает в Японии «Пятый краболов», которым командует затем 11 лет. С 1941 по 1949 гг. он главный капитан Крабтреста. В 1950 году Чеботнягину присвоено звание «Капитан флота 1-го ранга». П.И. Чеботнягин первым начал крабовый промысел у восточного побережья Камчатки, открыл для советских краболовов южную часть западно-камчатского крабового района, ввел многопольную добычу и др. Награжден орденом Ленина. В 1962 г. его именем был назван плавучий краборыбоконсервный завод, построенный в Ленинграде.

Авторы: Василий Снытко, Владимир Тупоногов.

The first crab boat

Far Eastern king crabs as a gourmand product became known in the early 20th century. Two factories in Primorye produced 100-140 boxes of cans on a daily basis and sold them to America and England; dried crabmeat — to Korea. In Soviet times several boats were specially bought overseas for catching crabs. «The first crabber» left the port for the first time in May 1928 with a combined Soviet-Japanese crew. Over the years the Soviet industry began to build the crab vessels and factory ships. One of them was named in honor of the most famous crab boat «Pavel Chebotnyagin».

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены