Первый коммерческий пароход / First commercial steamship

О первом в Приморье пароходе, осуществлявшем коммерческие перевозки, известно немного. В 1874 г. молодой коммерсант Михаил Григорьевич Шевелев (1845(7)-1903) стал совладельцем торговой компании «Токмаков, Шевелев и Ко». Токмаков – бывший патрон Шевелева и его учитель в коммерческих делах – сделал капитал на торговле чаем.

Новая компания занимается более широкой международной торговлей. Российские территории на Дальнем Востоке быстро развиваются, а вместе с ними растут и торговые обороты. За развитием торговли не поспевает развитие флота. Транспортные услуги дороги. И потому молодой, но очень хваткий Шевелев уговаривает партнеров завести свой пароход, пусть и не новый.

Они купили его в Англии летом 1875 г. примерно за 100 тыс. руб. и назвали «Батрак». Железный одновинтовый пароход длиной 67 м, шириной 7 м и водоизмещением в 531 английскую регистровую тонну (1 р. т. = 2,831685 куб. м) с паровой машиной системы «Компаунд» давал среднюю скорость более 10 узлов. При необходимости судно могло двигаться и под парусами. Команда составляла около 20 человек. Кроме грузовых трюмов, на «Батраке» имелось несколько пассажирских кают, а также закрытое от дождя помещение на палубе для 150 палубных пассажиров.

Зафрахтованный администрацией порта Владивосток, «Батрак» исправно доставляет казенные и коммерческие грузы, арестантов и пассажиров в порты Приморской области. Но выгоды владельцам не приносит, скорее наоборот. Все из-за конкуренции с китайцами. Фрахт на манзовских лодках, к примеру, из Владивостока в Посьет составлял всего 5-7 коп. с пуда (в обратную сторону – немного дороже, 10-11 коп.) Партнеры решают продать «Батрак», но не успевают. В 1878 г. возле поста Дуэ у берегов Сахалина под командованием отставного лейтенанта флота Григория Зотова первый приморский коммерческий пароход терпит крушение.

Тем не менее опыт «Батрака» позволил Шевелеву уже через несколько лет создать первое на Дальнем Востоке коммерческое пароходство.

Автор: Юрий Филатов.

First commercial steamship

In 1874, young merchant Mikhail Shevelev became a co-owner of Tokmakov, Shevelev and Co. trading company dealing with foreign countries. He convinced his partners to buy a steamship to cut transport costs. In 1875, they bought in England a second-hand steel-hull single-screw steamship with displacement of 531 gross tons for 100,000 rubles and named it the Batrak. Sailing at 10 knots, the Batrak delivered governmental and commercial cargoes, prisoners and passengers to sea ports of Primorsky Region. This business was not profitable because of competition with Chinese boatmen. The Batrak sank off Sakhalin Island in 1878.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены