Первое пароходство / First shipping company

Бывает так: молодой предприниматель отправляется с берегов Тихого океана в столицу и возвращается оттуда с государственным заказом, позволяющим развернуть собственное дело. Как – непонятно, но так и появилось в Приморье первое на Дальнем Востоке пароходство. Организатору и владельцу его Михаилу Григорьевичу Шевелеву (1845(7)-1903) было тогда немногим более 30 лет.

Правда, начал Шевелев свою карьеру очень рано. По окончании Троицко-Савского уездного училища и Кяхтинского училища китайского языка он некоторое время стажировался в Русской духовной миссии в Пекине (не отсюда ли ниточка в Петербург?) В 60-е гг. нанялся на службу к чайному купцу Токмакову. А уже в середине 70-х стал одним из партнеров торгово-транспортной фирмы «Токмаков, Шевелев и К°» в Ханькоу.

7 ноября 1879 г. Шевелев подписывает с правительством контракт на создание частного пароходства. Он обязуется поддерживать сообщение Владивосток – Николаевск-на-Амуре и Владивосток-Шанхай-Ханькоу, перевозить казенные грузы, почту, военнослужащих и заключенных. Контракт защищает новую судоходную компанию от конкуренции со стороны китайских «лодочников». 16 апреля 1881 г. компания «Шевелев и К°» открыла свои действия. Первое судно называлось «Байкал». Вскоре к нему добавились «Владимир», «Стрелок», а позднее «Новик».

С 1882 г. сам Шевелев окончательно поселяется во Владивостоке. В 1892 г. он организует транспортную компанию «Амурское общество пароходства и торговли» и становится ее пайщиком. Губернатор доволен исполнением договора.

Судовладелец открывает конторы и склады в Гензане, Фузане, Нагасаки. Параллельно участвует в поисках золота и нефти. Свое обширное имение «Шевелевка» он создает на южном берегу бухты Кангоуз (Суходол). В 1899 году удостаивается Большой Серебряной медали Приамурской промышленно-хозяйственной выставки за образцы сельскохозяйственной продукции.

Будучи широко эрудированным человеком, Шевелев поддерживает деятельность многих первооткрывателей Приморья, ОИАК, избирается его почетным членом, способствует учреждению мореходных классов, становится гласным городской Думы и даже организует художественные выставки.

В 1897 г. с разрывом в несколько месяцев терпят аварии и тонут «Владимир» и «Стрелок». Контракт с правительством расторгается. В январе 1902 г. пароходная компания «Шевелев и К°» объявляет о ликвидации.

Сам Михаил Григорьевич Шевелев ушел из жизни 9 ноября 1903 г. Газета «Владивосток» писала по этому поводу: «…как могла сохраниться эта светлая душа во всей чистоте среди стяжателей, воров нашей окраины?» Похоронен создатель первого пароходства был на Покровском кладбище.

Автор: Юрий Филатов.

First shipping company

In the fall of 1879, young merchant Mikhail Shevelev (1845(7)-1903) signed an agreement with the Russian government on delivery of governmental cargoes over Pacific coast. This contract protected him against competition with Chinese boatmen. “Shevelev and Co.” opened for business in the spring of 1881. The first ship it operated was the Baikal followed by the Vladimir, the Strelok and the Novik. In 1892, Mikhail Shevelev founded the Amur Shipping and Trading Society. He opened branch offices and warehouses in Genzan, Fusan and Nagasaki. In parallel, he was engaged in gold and oil prospecting and supported sciences and fine arts. He deceased on 9 November 1903.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены