Имя Якова Лазаревича Семенова (1831-1913) встречается в приморских летописях чаще прочих. И по праву. Он известен как первый гражданский житель Владивостока, и как владелец первого землеотвода, и как первый общественный староста. Но более всего – как первый и успешный предприниматель, положивший начало многим перспективным коммерческим предприятиям.
Семенов, например, стал первым во Владивостоке судовладельцем – по его заказу в 1864 г. на берегу Золотого Рога была построена парусная двухмачтовая шхуна «Эмилия». И он же несколько лет командовал ею, доставляя по побережью и пассажиров, и почту, и грузы.
Раньше других научился Семенов у китайцев промыслу и заготовке морской капусты. Он организовал артели по всему побережью, а в 1885 г. даже опубликовал на эту тему печатную работу «Промысел морской капусты в Японском море».
В 1890 г. Главной экспертной комиссией Всероссийской рыбопромышленной выставки Я.Л. Семенову был вручен диплом и Большая Серебряная медаль за представление продуктов из капусты и некоторых пород рыб. В 1896 г. фирма «Семенов, Демби и К°» получила на Нижегородской выставке за свою продукцию золотую медаль.
Многие годы был Семенов и одним из крупнейших поставщиков лошадей для казенных ведомств и населения, а также мяса для Сибирского флотского экипажа. Он даже первым из местных купцов открыл свое представительство в Японии (на о. Хоккайдо) и представлял там интересы русских судоходных компаний.
Первый приморский предприниматель и первый в Приморье потомственный Почетный гражданин ушел из жизни в возрасте 82-х лет. Он был похоронен на Покровском кладбище г. Владивостока. Его имя увековечено в названии улицы, а в сквере на ул. Алеутской ему установлен памятник работы скульптора И. Монтача.
Автор: Юрий Филатов.
The first entrepreneur
Yakov Semenov (1831-1913) is known as the first civil resident of Vladivostok, owner of the first land allocation, first public headman but most of all as the first successful entrepreneur who laid the foundation for many promising businesses. By his order sailing schooner «Amelia» was built in 1864. He used her for several years to carry passengers, mail and cargo. He was the first who began preserving laminaria and delivered it to China. For many years he supplied horses to Primorye for military and civilian purposes. He was the first among local merchants who opened an agency in Japan.