Первыми электрическими огнями, которые увидели жители Южно-Уссурийского края, был свет дуговых фонарей на кораблях Тихоокеанской эскадры.
В январе 1893 г. Торговый Дом Кунста и Альберса получил разрешение городской Думы на строительство электростанции на углу улиц Суйфунской и Пекинской. Ее паровая машина вертикального действия и электрогенератор давали ток для освещения витрин, торговых, складских и жилых помещений и приводили в действие первый в крае лифт. С 1 июня 1897 г. к ним добавился и синематограф, открывшийся по другую сторону Светланской. Дума разрешила протянуть провода через улицу при условии незамедлительного снятия их в случае необходимости.
Скоро из-за растущего спроса на электричество «Кунсту и Альберсу» пришлось реконструировать свою станцию и учредить Всеобщую электрическую компанию. В 1908 г. ее услугами пользовались и Русско-Китайский банк, и театр с гостиницей «Тихий океан», несколько магазинов, а также ближайшие пристани.
В 1898 г. фирма Чурина собрала на заднем дворе своего магазина маленькую электростанцию. От нее «питались» старое здание Морского собрания и городская управа.
В 1905 г. дала ток электростанция Механических мастерских военного порта (Дальзавод). Кроме мастерских, к ней подключились Морской штаб, новое Морское собрание и морской госпиталь.
В 1908 г. город объявил конкурс на строительство трамвая и электростанции для него. Одно из условий – применение турбин и генераторов трехфазного тока. Заказ получила фирма «Кримптон и Швабе». Три турбогенератора станции по 200 кВт каждый должны были обеспечивать и освещение городских улиц. В 1911 г. эта станция на берегу Амурского залива дала первый ток. Горожанам она отпускала кВт/час по 28 коп., в то время как частные станции – по 40. Тогда же город закупил 500 электросчетчиков у фирм «Сименс и Гальске» и «Арон».
В декабре того же года начала работу новая электростанция военного порта. Ее три генератора по 200 кВт каждый полностью обеспечили нужды военного и морского ведомств.
В 1914 г. обзавелись собственной электростанцией и вагонопаровозосборочные мастерские. Их паровые котлы обеспечивали мощность в 275 кВт.
К 1915 г. три энергетические установки городской электростанции вышли на мощность 2800 кВт, а общая мощность всех электростанций города и Владивостокской крепости достигла 4,5 мВт.
В здании первой электростанции на углу улиц Фокина и Уборевича долгие годы размещался кораблестроительный факультет ДВГТУ.
Автор: Юрий Филатов.
Фото с сайта http://www.dmitryshovtyuk.com
The first power plant
In January 1893 Trade House of Kunst and Albers received authorization to build a power plant on the corner of Suyfunskaya and Pekinskaya streets which delivered a current for lighting shop-windows, warehouse, commercial and residential premises of the company, elevators and cinema. Churin Company and Mechanical workshops of the naval port built their own power stations. In 1911 the city power plant delivered a current; the citizens paid 28 kopecks for kWh, private stations charged 40. By 1915 the total capacity of all power plants in the city and Vladivostok Fortress amounted to 4.5 MWe.