В 1883 г. француз Альфонс Бертильон придумал систему распознавания преступников по их антропометрическим данным – росту, длине рук, ног, окружности головы и проч. Ведь у разных людей одинаковые их комбинации не повторяются. Систему эту стали внедрять и в России.
В 1893 г. два антропометрических прибора Бертильона в виде опыта были присланы в хабаровское городское полицейское управление и владивостокскую тюрьму. Но из-за отсутствия компетентных сотрудников и денежных средств из затеи ничего не вышло. Хабаровский прибор со временем «испарился», а владивостокский сгорел в 1905 г. во время пожара в тюрьме.
Для регистрации примет преступников и подозрительных лиц приморские «сыскари» стали использовать фотографию. В 1909 г. они даже соорудили специальный павильон, где производились съемки преступников анфас и профиль. Постоянно пополнявшийся таким образом фотоальбом пережил своих создателей и в 1920-х гг. использовался даже советской милицией.
В 1910 г. по инициативе военного губернатора Приморской области В.Е. Флуга при Владивостокском и Хабаровском сыскных отделениях были учреждены «антропологические станции». Их оборудовали аппаратами и инструментами для производства необходимых измерений и снимков преступников. Заведование обеими станциями первоначально было поручено врачу врачебного отделения при Приморском областном правлении. Но с января 1911 г. на каждой из них уже работал свой штатный сотрудник. Лица, доставленные в стол привода сыскного отделения, отныне не только фотографировались, но и регистрировались по антропометрической («бертильонаж») и дактилоскопической системам.
Впрочем, очень скоро «бертильонаж» «вышел из моды». Зато дактилоскопия и фотография успешно используются криминалистами и по сей день.
Автор: Алексей Буяков.
На фото: одна из карточек Владивостокского охранного отделения из фондов Государственного архива Приморского края.