В первых числах мая 1904 г. в одной из мастерских владивостокского военного порта команда специально отобранных нижних чинов и мастеровых под руководством инженер-капитана Ф.А. Постникова приступила к строительству самодельного воздушного шара. Работы производились в обстановке совершенной секретности из-за опасения японской агентуры.
На Западе военные аэростаты были уже обычным явлением. С них велась дальняя разведка вражеских объектов, осматривались минные заграждения, корректировался артиллерийский огонь, они увеличивали дальность радиосвязи и проч. Но на Тихий океан военное ведомство ни одного аэростата еще не прислало, и потому командир владивостокского отряда крейсеров контр-адмирал К.П. Иессен приказал решить проблему собственными силами.
Дело шло медленно. Отсутствие материалов и неопытность строителей привели к тому, что оболочка шара оказалась испорченной. Тем не менее, 24 июля 1904 г. аппарат, названный «Эсперо», первый раз поднялся в воздух. Эта дата стала отправной в истории местного воздухоплавания. На следующий день был совершен первый свободный полет и спуск на поверхность моря с помощью миноносца. Впоследствии после нескольких подъемов «бракованный» «Эсперо» упокоился на одном из военных складов.
В том же году во Владивосток поступил и первый «фирменный» аэростат с одной оболочкой шара и кислотными газодобывающими аппаратами, а вместе с ним и команда из 20 нижних чинов. Они также поступили в распоряжение Постникова, который был назначен заведующим морским воздухоплавательным парком во Владивостоке. В ноябре база его была переведена на м. Эгершельда.
В 1904 г. воздухоплаватели совершили 49 «змейковых» подъемов и 1 свободный полет. Мичман Гудим, лейтенант Алексеев, зауряд-прапорщик Вагнер, инженер-механик Берг, прапорщик Кованько стали первыми воздухоплавателями Приморья.
В начале апреля 1905 г. в город прибыла крепостная воздухоплавательная рота. А с ней змейковый аэростат, 21 оболочка, лебедки, компасы, газохранитель, якоря различных систем и прочее оборудование. К концу июня 1905 г. парк уже состоял из 6 офицеров, 1 кондуктора, 103 нижних чинов и юнги. До 5 ноября 1905 г. ими было совершено 145 подъемов и 7 свободных полетов. В том числе до оз. Ханка и урочища Новокиевское (Краскино).
К слову, именно во Владивостоке начал свою воздухоплавательную карьеру будущий автор «мертвой петли» поручик Петр Нестеров, в то время старший адъютант 11-й Восточно-Сибирской артбригады.
Автор: Алексей Буяков.
На верхнем фото: русский разведывательно-корректировочный змейковый аэростат начала XX в.
Фото с сайта http://wio.ru
На нижнем фото: П.Н. Нестеров.
Фото с сайта http://www.function.mil.ru