7 октября 1906 г. в 7 час. 20 мин. грузопассажирский пароход «Варягин» с небольшой задержкой отшвартовался от Штабной пристани Владивостока. Кроме команды, на нем находились 13 пассажиров первого класса, 210 – третьего и еще человек 20, купивших билеты уже на борту. Погода была дрянная – ветер, морось, волна. Судно шло Уссурийским заливом вдоль побережья п-ова Муравьева-Амурского курсом на Гонькоудзы (б. Суходол) со скоростью 9 миль в час.
Принадлежал «Варягин» Владивостокскому купцу А.С. Варягину. А арендовало его Товарищество прапорщиков запаса флота. Одним и тем же маршрутом возил пароход из Владивостока в прибрежные деревни и поселки пассажиров, почту и деньги для воинских частей, а обратно – сельхозпродукты.
В тот день в сопровождении чиновника и охраны на нем везли золотые монеты на 60 тыс. руб. (по нынешним ценам более 3,5 млрд руб.). И еще какой-то очень ценный груз, о котором более ничего не известно.
Примерно через два часа после отхода пароход потряс огромной силы взрыв. Рвануло в районе мостика. Над морем поднялся столб воды и дыма, после чего судно в считанные минуты ушло под воду. Команда даже шлюпки спустить не успела. Общее число жертв не установлено до сих пор, но, вероятно, погибло около 250 человек.
Среди немногих спасшихся были капитан Иван Овчинников и его старший помощник. Следственная комиссия Владивостокского военного порта определила, что «Варягин» напоролся на отечественную мину, установленную во время русско-японской войны. Более того, он давно уже ходил по кромке минного заграждения и чудом не подорвался раньше.
В 1913 г. капитаном погибшего парохода И. Овчинниковым была предпринята попытка достать ценности с «Варягина». Об этом в номере от 9 ноября 1914 г. писала газета «Далекая окраина». Но у него не нашлось тогда достаточно денег, ведь судно оказалось уже изрядно замыто песком. Дальнейшим попыткам помешали Первая мировая война, революция и война гражданская.
Ну, а первое кораблекрушение в Приморье случилось не на море, а на оз. Ханка. В июле 1861 г. штормом на берег выбросило гребную канонерскую лодку «Пушкарь». Годом раньше ее построили на верфях г. Николаевска специально для патрулирования озера.
В наше время, по информации Владивостокского морского спасательно-координационного центра, на Дальневосточном бассейне ежегодно происходит от 25 до 31 морских катастроф.
Автор: Юрий Филатов.
На фото: постановка морских мин в начале ХХ в.
Дополнительные материалы:
http://www.chronoton.ru/past/sea/varyagin
http://www.forbes.ru/stil-zhizni/hobbi/48909-10-samyh-razyskivaemyh-kladov-rossii/slide/3