Самая тяжелая по количеству жертв авиакатастрофа случилась с приморским самолетом в Иркутске 4 июля 2001 г. Тогда из-за ошибки пилотов при заходе на посадку разбился пассажирский самолет Ту-154М компании Владивосток-Авиа. Погибло 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Но самая громкая с точки зрения общественно резонанса авиакатастрофа случилась с приморским самолетом двадцатью годами раньше.
В начале февраля 1981 г. в Ленинграде на командно-штабные учения собралось руководство всех флотов ВМФ СССР. Тихоокеанцы прилетели на самолете флотской авиации Ту-104. На учениях их признали лучшими, и 7 февраля с отличным настроением они собирались отправиться домой.
В тот день на аэродроме г. Пушкина, где дожидался тихоокеанцев их самолет, дул сильный ветер. Но полеты не отменялись. Командование Камчатской флотилии полетело к себе напрямую рейсом Аэрофлота. Начальник штаба ТОФ Р. Голосов улетел с североморцами в Мурманск навестить дочь. Около 16 часов двинулся к старту Ту-104 командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом.
На борту находились 17 адмиралов и генералов. В том числе: командующий ТОФ адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов, почти все его заместители, командование авиации, флотилий, бригад и эскадр со «свитами». А также несколько гражданских, включая жен Спиридонова и 1-го секретаря крайкома КПСС В.П. Ломакина. Всего 52 человека.
По свидетельствам очевидцев, самолет взлетел, не дойдя примерно трети до конца ВПП. На высоте около 50 м он накренился на правое крыло, перевернулся, упал на взлетную полосу и взорвался.
По официальной версии все случилось из-за несимметричного выпуска закрылков. Виновным «назначили» командира авиационной дивизии, где числился погибший Ту-104. Неофициально осведомленные лица рассказывали другое.
1. Пассажиры везли с собой много дефицитных покупок: стиральные машины, холодильники, ящики с фруктами, 2 рулона писчей бумаги по 500 кг для штаба ТОФ. Самолет не был перегружен, но сложенный в хвосте багаж нарушил центровку самолета.
2. Личный пилот командующего ТОФ подполковник А. Инюшин выполнил свой «фирменный» взлет – по крутой траектории, но недобрав при этом примерно 50 км скорости. В результате на 8-й секунде полета самолет оказался в точке неустойчивого равновесия.
3. В этот момент, зная о сильном встречно-боковом ветре, летчик повернул штурвал на ветер, чтобы компенсировать снос.
Когда все сложилось: неоцентрованый самолет, высокий угол атаки, низкая скорость и сильный встречно-боковой ветер, сыгравший роль рычага, самолет перевернулся. Расшифровка бортовых регистраторов привела к необычному результату: вероятно, из-за смещенного к хвосту груза, самолёт самопроизвольно (без воздействия со стороны опытнейшего пилота) взлетел на заниженной скорости, потерял подъёмную силу и ушёл в сваливание.
Газета «Красная Звезда» заметкой сообщила о гибели командующего ТОФ, его заместителя и «других». Родственников попросили о катастрофе помалкивать. До 1997 г. в свидетельствах о смерти было написано «умер». Потом формулировку изменили на «погиб при исполнении», а вдовам адмиралов и генералов назначили персональные пенсии.
Автор: Александр Ткачев.