Первая в Приморье подробная морская карта с указанием глубин была составлена в 1860-1861 гг. командой корвета «Гридень» на основании зимнего промера глубин бухт Золотой Рог, Диомид, Улисс, Патрокл и пролива Босфор Восточный.
В 1862-1866 гг. составлением морских карт зал. Петра Великого занималась экспедиция подполковника В.М. Бабкина.
В 1866 г. была издана первая лоция Приморского побережья – от зал. Св. Владимира до б. Находка, составленная Корпуса флотских штурманов подпоручиком Ф.К. Ореховым. В ней давалось описание берегов, но было мало сведений о береговой линии и прибрежных водах.
В том же 1866 г. создать лоцию зал. Петра Великого было поручено молодому гидрографу, капитану лоцманской шхуны «Форватер» поручику М.А. Клыкову.
Клыков поменял или дал названия отдельным мысам и сопкам бухты Золотой Рог. Сопка Крестопоклонная стала Тигровой, а Тигровая, названная так англичанами в 1855 г., – Семеновской. Имена первых купцов Купера и Кунста получили мысы полуострова Шкота в Амурском заливе. Река Объяснения превратилась в реку Буяковку (по имени командира горного артиллерийского дивизиона поручика Буякова). Не забыл Клыков и себя. Сопку, которую сегодня мы знаем как Орлиное гнездо, он скромно назвал горой Клыкова.
Все собранные сведения Клыков изложил в «Гидрографическом обзоре берегов залива Петра Великого в Японском море», изданном в 1872 г. в Петербурге. К обзору прилагались три карты: план входов в бухты Новгородскую и Экспедиции, залива Петра Великого и порта Владивосток.
Большую лепту в составление лоций внесли представители знаменитой морской династии Де-Ливрон – офицеры российского флота Александр и Андрей. Но до начала ХХ в. единой лоции северо-восточной части Японского моря не существовало.
При подготовке первой такой лоции, изданной Гидрографическим департаментом в1901 г., в нее вносились уточнения, связанные с постепенным освоением Приморского побережья. Например, в «Обзоре» 1872 г. Клыков писал: «Во Владивостоке две деревянные пристани: одна на северном берегу, у магазина сухопутного ведомства, а другая на северо-западном берегу, в порту».
В лоции 1901 г. перечисляются уже 25 пристаней, из которых 3 – каменные.
Автор: Юрий Филатов.
The first navigational chart of the Primorsky seaside
The first detailed nautical chart of the Gold Horn, Diomid, Ulysse, Patrokl bays and Bosfor Vostochny strait was developed in 1860-1861 by the crew of the corvette «Griden». During the next 10 years the expeditions of V.M. Babkin, F.K. Orekhov, M.A. Klykov, and A.K. De’Livron were working out the maps of Pyotr Veliky gulf and a northeast part of Japan Sea. They gave the name to the bays, capes, islands, and coastal hills. These data were incorporated in the unitary pilot chart of the northeast part of Japan Sea published by Hydrographic department of the Marine ministry of Russia in 1901.