Всем хороша была бухта Золотой Рог для размещения в ней порта, кроме одного – замерзала зимой. В XIX в. лед был непреодолимым препятствием для большинства судов. Чтобы порт работал круглогодично, требовались ледоколы.
Первым стал ледокольный буксир «Силач». Замечательное это судно было построено в начале 90-х гг. в Швеции. Водоизмещение – 738 тонн. Двойное днище. Корпус лучшей стали разделен 19-ю водонепроницаемыми переборками. Паровые машины в 1007 л. с. Скорость до 13 узлов. Осадка позволяла работать на мелководье.
Около года «Силач» обслуживал линию Ревель-Гельсингфорс. А 22 августа 1892 г. вместе с миноносцами «Нарген» и «Гогланд» отправился из Кронштадта во Владивосток. По приходе 23 июня 1893 г. он вошел в состав Сибирской флотилии.
Зимой «Силач» занимался ледовой проводкой военных и гражданских судов, поддерживал в Золотом Роге канал во льду. Если же он не справлялся, то минеры лед взрывали. Летом служил «Силач» по гидрографической части, исследуя прибрежные воды. Между прочим, вторым помощником на нем служил переведенный из гидрографической партии Петр Петрович Шмидт.
Утром 14 января он сделал запись в вахтенном журнале: «6.30. Будил команду. Затем молитва, завтрак, приборка на верхней палубе. 8.15. Снялись с бочки и пошли ломать лед в бухте Золотой Рог». Здесь же, на «Силаче», был «… произведен мичман Шмидт в лейтенанты». В этом звании он и войдет через 10 лет в историю.
В 1898 г. Тихоокеанская эскадра перешла в новую базу – Порт-Артур и Дальний. В качестве буксира-спасателя ушел вместе с ней и «Силач». Здесь служил он и буксиром, и боевым кораблем. С началом блокады порта во время русско-японской войны на «Силаче» в море выходили пограничники в поисках вражеских сигнальщиков. После разгрома Тихоокеанской эскадры 20 декабря 1904 г. «Силачу» выпала тяжелая миссия: он вывел в море на буксире последний из оставшихся в Порт-Артуре кораблей – тяжело раненный торпедой эскадренный броненосец «Севастополь» с частью команды. На глубине броненосец был затоплен, а его моряки перешли на борт «Силача».
Автор: Юрий Филатов.
First icebreaking tug
The Golden Horn Bay was an excellent harbor but it needed icebreakers for year-round operation. The Silach icebreaking tug built in Sweden had displacement of 738 tons, double bottom, 1,007-horsepower steam engines and speed of up to 13 knots. It was included in the Siberian Flotilla in 1893. It was engaged in ice channeling of warships and civilian ships in the Golden Horn Bay in winter and in coastal surveys in summer. In 1898, it moved to Port Arthur together with the Pacific Squadron. When the squadron was defeated, on 20 December 1904 the Silach towed the Sevastopol battleship out of the harbor for sinking and took aboard its crew.