Первым ледоколом в наших водах и вообще первым русским ледоколом был «Надежный». Построенный в Дании заводом «Бурмейстер и Вайн» по российским чертежам, он имел не только характерный скошенный форштевень, но и корпус, благодаря покатым бортам которого судно льдами выжималось вверх, а не раздавливалось.
Водоизмещением «Надежный» был 1500 тонн. Паровая машина мощностью 3000 лошадиных сил позволяла ему развивать скорость до 12 узлов. Разница в осадке – 4 м под форштевнем и 6 м под кормой – давала ледоколу возможность с разгона выползать чуть ли не третью корпуса на лед и успешно ломать его.
Спуск «Надежного» на воду состоялся в конце 1895 г. Испытания подтвердили правильность расчетов. Ледокол успешно преодолевал ледовые поля толщиной от 0,6 до 1,5 м. 12 ноября 1896 г. с датской перегонной командой и под датским торговым флагом он отправился в порт приписки – Владивосток.
21 мая после полудня на Адмиральской пристани Владивостокского порта его встречали почетным караулом и оркестром. Об окончании перехода адмиралу Г.П. Чухнину отрапортовал капитан перегона лейтенант Олаф Гардт. А 29 мая после завершения работы приемной комиссии на ледоколе под звуки «Боже, царя храни» на флагштоке был поднят Андреевский флаг.
Местная газета писала: «…при «Надежном» доступность Владивостока в это время года по всем данным станет вне всякого сомнения. Это явится великим прогрессом в жизни нашего порта одинаково важным как в военном, так и в коммерческом отношениях».
«Надежному» была суждена долгая и разнообразная жизнь, за которую он сменил три имени. Сначала он водил во льдах Владивостока военные корабли и торговые суда. После гражданской войны и интервенции был переоборудован в канонерскую лодку «Красный Октябрь». В 1924 г. на нем к о. Врангеля отправилась экспедиция под руководством известного русского гидрографа и геодезиста, бывшего полковника корпуса штурманов царского флота Б.В. Давыдова. После смерти Давыдова в 1925 г. ледокол получил его имя – «Давыдов». Под этим именем он находился в составе Тихоокеанского флота в годы Великой Отечественной войны.
В декабре 1942 г. у берегов Аляски «Давыдов» сел на мель. В 1943 г. прошел капитальный ремонт в Ванкувере. (Канада). В 1957 исключен из списков судов ММФ и передан «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.
Автор: Юрий Филатов.
First icebreaker
The first icebreaker in Primorsky Region waters and first ever Russian icebreaker was the Nadezhny. It was built according to Russian drawings in Denmark in 1895. The Nadezhny had a displacement of 1,500 tons, steam engine of 3,000 horsepower, speed of up to 12 knots. Due to the design of its hull, ice did not compress the ship but squeezed it upward. The Nadezhny flew the Russian naval flag in Vladivostok on 29 May 1896. In the Soviet time, it was renamed to the Krasny Oktyabr. In 1924, it was employed for the expedition by B.V. Davydov to Wrangel Island. The icebreaker was renamed the Davydov in 1925 and under this name decommissioned in 1957.