В 1911 г. (28 марта) Дума Владивостока одобрила предложение А.К. Громадзского и Х.А. Циммермана о постройке и эксплуатации в городе трамвая. Капитал предприятия составлял 540000 руб. В том числе города – 240000 руб.
Трамвайное движение по Светланской десятью вагон-моторами открылось 9 октября 1912 г. Проезд в первом классе для «чистой» публики стоил 8 коп., во втором – 5. По правилам, установленным Думой, дамы, имевшие головные уборы с острыми шпильками без предохранительных наконечников, к проезду не допускались.
В 1915-16 гг. укладкой трамвайных путей от Светланской по Китайской (ныне Океанский пр-т) до ст. «1-я Речка» занималась немецкая фирма «Сименс и Шуккерт». Этот маршрут был открыт осенью 1917 г. А с 1928 г. на трамвае можно было доехать уже от Вокзала до 3-й Рабочей.
С 1934 года началась широкомасштабная реконструкция трамвайных путей, во время которой трамваи были переведены с метровой колеи на русскую колею 1524 мм. При этом на некоторых участках колея была перенесена на другие улицы. С Океанского проспекта пути были перенесены на улицу 25-го Октября (ныне Алеутскую), а от Гайдамака до Луговой – с Ленинской (ныне Светланской) на улицу Ивановскую. Одновременно маршрут № 2 был продлён от Первой Речки до Рабочей Слободки (ныне 3-я Рабочая).
С 1962 г. трамвайная линия была продлена от Луговой до Сахалинской. В 1964 г. открылся маршрут Луговая–3-я Рабочая, в 1965 г. – Луговая–Баляева, в 1986 г. – Вокзал–Гормолококомбинат, который в 1991 г. был продлен до ул. Баляева.
7 августа 2009 г. с перекрестка улиц Светланской и Алеутской начался демонтаж и трамвайных линий, которые были убраны от железнодорожного вокзала и до площади Луговой, значительно увеличив ширину проезжей части для автомобилей.
Полный список машрутов владивостокского трамвая на начало 2024 г.:
- № 1: «Вокзал» — «Луговая ул.» — закрыт
- № 2: «Вокзал» — «3-я Рабочая ул.» — закрыт
- № 3: «Луговая ул.» — «3-я Рабочая ул.» — закрыт
- № 4: «Сахалинская ул.» — «Вокзал» — закрыт 10 июля 2010 года
- № 5: «Вокзал» — «Минный городок» — закрыт в 2007 году
- № 6 «Ул. Сахалинская — Минный городок» — действующий
- № 7: «Вокзал» — «ул. Баляева» — закрыт 26 июля 2009 года
- № 8: «Минный городок» — «Луговая ул.» — закрыт
- № 9: «Сахалинская ул.» — «Луговая ул.» — закрыт
- № 10: «ул. Баляева» — «3-я Рабочая ул.» — закрыт
В 1962 г. первых пассажиров с улицы Пушкинской до Голубиной Пади поднял первый и единственный на Дальнем Востоке фуникулер. Вагоны для него были изготовлены на Ленинградском первом вагоноремонтном заводе. Подъемное оборудование – на заводе им. 15-летия ВЛКСМ в г. Донецке. Грузоподъемность машины – 36 т, длина рельсового пути – 180 м. Время спуска и подъема – 1,5 мин. За 17 часов фуникулер мог перевезти до 5 тыс. человек.
29 января 1965 г. на улицах Владивостока впервые появились троллейбусы. Первый маршрут: Городской парк – Рыбак (ныне ост. «Постышева») –2-я Речка. Позже он был продлен в обе стороны: от Спортивной набережной – до ул. Багратиона, а еще позднее в 1982 г. – до завода «Варяг».
В 1977 г. троллейбусные линии добрались до верхней остановки фуникулера, а в 1982 г. –до Автовокзала. К 125-летию города 2 июля 1985 г., был открыт самый протяженный маршрут во Владивостоке – до ост. «Океанская».
К 1991 г. во Владивостоке действовало 7 постоянных маршрутов. А с введением в 1999 г. участка от ул. Русской до Городской больницы скорой помощи общая длина его троллейбусных линий превысила 45 км.
С 2001 г. количество маршрутов стало сокращаться. Этому способствовала конкуренция со стороны коммерческих автобусов и недостаток средств на дотации муниципальному транспорту из городской казны. В 2006 г. все троллейбусное движение от Покровского парка к центру было прекращено, контактная сеть частично демонтирована.
Полный список машрутов владивостокского троллейбуса на начало 2024 г.:
- № 1. ЦПКиО (Покровский парк) — Чайка — закрыт
- № 2. Фокина — завод «Варяг» — закрыт
- № 2к. Покровский парк — завод «Варяг» — закрыт
- № 3. Покровский парк — фабрика «Заря» — закрыт
- № 4. Фуникулер — завод «Варяг» — закрыт
- № 4а. Завод «Варяг» — Фуникулёр — магазин «Изумруд» — закрыт
- № 5. Автовокзал — Завод «Варяг» — действующий
- № 6. Покровский парк — Океанская — закрыт
- № 7. Океанская — Универсам — закрыт
- № 8. Чайка — Фуникулёр — магазин «Изумруд» — закрыт
- № 9. Универсам — Чайка — закрыт
- № 10. Фокина — Клиническая больница №2 — закрыт
- № 11. Автовокзал — Клиническая больница №2 — действующий
- № 12. Фуникулёр — Клиническая больница №2 — закрыт
В декабре 2023 года городская администрация сообщила о закупке в 2024 г. 16-ти новых троллейбусов. Они будут низкопольными, оборудованными системами ГЛОНАСС, отопления и кондиционирования, мониторинга пассажиропотока, видеонаблюдения, откидной аппарелью и площадкой для детских и инвалидных колясок, с автономным ходом не менее 40-ка км. Для информирования пассажиров в них будут должны быть установлены автоинформаторы, табло с бегущей строкой. Все будут иметь по три двери.
Гарантия на троллейбусы — не менее двух лет, или 150 тысяч километров пробега. Аккумуляторы автономного хода должны служить не менее 8 лет, кузова – 10 лет без коррозии. Общая стоимость 590 млн руб. В планах администрации Владивостока — продлить троллейбусный маршрут в район Снеговой Пади.
First electrical transport
The city council approved establishment of a streetcar service in Vladivostok in 1911. Streetcar traffic was opened on 9 October 1912 and continued developing till 1991, with a maximum number of routes being 7. In 1962, first passengers were carried by Russian Far East’s first and only funicular railway. First trolley-buses appeared on Vladivostok streets in 1965, the length of trolley-bus lines exceeding 45 km in 1999. The number of public electrical transport routes began reducing in 2001. Trolley-bus traffic to downtown ceased in 2006, and removal of streetcar tracks began in the summer of 2009.