Очевидно, что перевозка грузов тем выгоднее, чем быстрее она осуществляется. В этом смысле переход «Таймыра» и «Вайгача» был лишь первым шагом к созданию Северного морского транспортного пути.
В молодом СССР руководителем Правительственной программы освоения арктического побережья был О.Ю. Шмидт. Дважды – в 1932 г. на «Сибирякове» и в 1933 г. на «Челюскине» – он во главе экспедиций пытался пройти Северным ледовитым океаном к Тихому. Неудачно. «Сибиряков», потеряв во льдах у Чукотки винт, был приведен на буксире в один из портов Японии. А «Челюскин» раздавили льды.
Дальневосточные полярные капитаны были уверены в том, что начинать освоение Севморпути нужно в обратном направлении. С этой целью в 1934 г. и была снаряжена экспедиция на ледоколе «Федор Литке». Точнее, был «Литке» не ледоколом, а ледорезом. В 1909 г. его построили на английских верфях для Канады. Первое имя – «Эрл Грей». Водоизмещение – 5500 тонн. Размеры – 83,2 х 14,6 х 8,6 м. Мощность паровой машины – 7000 л.с. Скорость – 14/11 узлов, дальность – 3900 миль. И очень прочный корпус.
В 1914 г. Россия приобрела ледорез для проводки судов с военными грузами в Архангельск. Его вооружили шестидюймовыми пушками и дали новое имя – «Канада». При Советской власти «Канаду» переименовали сначала в «III Интернационал», а в 1921 г. в «Федора Литке» – в честь известного полярного исследователя. Под этим именем в 1929 г. он отправился к месту новой приписки во Владивосток. На ДВ он водил караваны, спасал суда из ледового плена, за что даже был награжден орденом.
28 июня 1934 г. «Литке» вышел из Владивостока в Мурманск и 13 июля миновал Берингов пролив. Наткнулся на сплошные ледовые поля. Пробивал их 10 дней. Затем опытный капитан Н.М. Николаев решил идти прибрежной полыньей. 26 июля ледорез миновал траверз мыса Шмидта и через два дня вышел на чистую воду. У о-в «Комсомольской правды» «Литке» помог пароходам Первой Ленской экспедиции. У о. Диксон – судам Карской операции. И 20 сентября ошвартовался у причала Мурманского порта.
Через год по Севморпути начались регулярные транспортные рейсы. Причем в обоих направлениях. Во время Отечественной войны по нему было перевезено 4,2 млн тонн грузов. В 1987 г. грузооборот составил 6,6 млн т., в 2022 году, по информации Росатома, – 34,034 млн тонн.
Автор: Юрий Филатов.
First passage by Northern Sea Route in one season
Before 1934, Soviet seamen made two attempts to pass the Northern Sea Route from west to east during one navigational season but failed both times. Then it was decided to pass this route in a reverse direction. The Fedor Litke icebreaker departed from Vladivostok on 28 June 1934 and passed Bering Strait on July 13. Plowing across ice fields during ten days, it passed abreast of Cape Schmidt on July 26 and reached open water two days later. It arrived in Murmansk on September 20. Regular transport voyages in both directions of the Northern Sea Route began one year later. Cargo turnover was 6.6 million tons in 1987 and is predicted at 64 million tons in 2020.