В 1911 г. на Охтинской верфи Петербурга по заказу компании «Крейтон и К°» была построена двухпалубная паровая яхта. Имея водоизмещение в 650 тонн и неограниченный район плавания, предназначалась она для сугубо мирных целей – пассажирских перевозок. Вот только имя ей дали боевое – «Адмирал Завойко» – в честь бывшего камчатского губернатора, оборонявшего в 1854 г. Петропавловск-Камчатский от нападения англо-французской эскадры. И тем, вероятно, предопределили ее судьбу.
Первые 10 лет «Адмирал Завойко» действительно возила пассажиров на тихоокеанском побережье ДВ. Но в 1921 г. распоряжением правительства Дальневосточной республики яхта была включена в состав Сибирской флотилии посыльным судном, начав долгую военную карьеру.
Правда, сначала, благодаря пробольшевистски настроенной команде, «Завойко», скорее, уклонялся от службы, чем нес ее. А после прихода к власти правительства Дитерихса и вовсе укрылся в Шанхае, чтобы вернуться во Владивосток уже после прихода туда красных отрядов. Во Владивостоке к тому времени практически не осталось исправных судов – все ушли с Сибирской флотилией. У причалов ржавели лишь несколько миноносцев со сломанными паровыми машинами да портовый ледокол «Надежный».
Весной 1923 г. бывшую яхту вооружили четырьмя 75-мм орудиями, 40-мм зенитным пулеметом «виккерс» и зачислили в класс сторожевиков. 31 мая кораблю дали новое имя «Красный вымпел» и новое вышитое золотом знамя: «Поднимайте паруса на великое плавание по океану Мировой Революции!»
«Красный вымпел» стал первым кораблем Морских сил Дальнего Востока – предтечи будущего Тихоокеанского флота ВМС СССР и России. До конца года к нему добавились отремонтированные миноносцы «Бравый», «Твердый», «Точный» и ледокол «Надежный», переделанный в канонерскую лодку «Красный Октябрь».
С 1924 г. «Красный вымпел» охранял морскую границу, гонял браконьеров, исследовал акваторию Японского моря. Он стал настоящей школой военного флота для многих офицеров. На нем служили будущие адмиралы С.Г. Горшков и Н.И. Смирнов. Во время войны прокладывал «Вымпел» подводные линии связи, обеспечивал базирование субмарин в необорудованных бухтах. В качестве тральщика в 1945 г. участвовал в Сейсинской десантной операции, очищал воды корейских портов от японских и американских мин.
Лишь в 1958 г. Военный Совет флота решил преобразовать «ветерана» в плавучий музей. Проекты реконструкции и установки «Красного вымпела» (как и С-56) были выполнены Приморским ЦКБ, а сами работы произвел «Дальзавод».
Автор: Александр Львович Ткачев.
На верхнем фото: яхта «Адмирал Завойко» – будущий «Красный вымпел».
На нижнем фото: экипаж «Красного вымпела».
Фото из фондов музея ТОФ.