25 октября 1922 г. долгие годы назывался днем освобождения Приморья от белогвардейцев и интервентов. Затем – днем трагического «Исхода любивших Россию и покинувших ее» в память о последнем походе Сибирской флотилии под командованием контр-адмирала Ю.К. Старка (1878-1950).
Не было панического бегства. Эвакуация началась 16-го октября уходом в Посьет транспорта «Охотск» и канонерской лодки «Илья Муромец». Согласно первоначальному плану, беженцы должны были вместе с воинскими частями пешком следовать из Посьета в Китай. Эвакуировать предполагалось около 10000 чел. В Посьет их должны были доставить пароходы Доброфлота и частные суда.
Команды пришлось доукомплектовывать личным составом флотилии. 4000 тонн угля взяли на железной дороге. Запаслись мукой и солониной. В разгар работы по заготовке провизии бежал за границу с 7000 иен помощник флагманского интенданта мичман Будилов. Этот факт в отчете о событиях Старк отметил, «чтобы пресечь возможность службы этого недостойного офицера в составе будущего Российского флота»(!)
Адмирал приказал временно арестовать руководителей большевистского подполья, чтобы не мешали эвакуации. Никто не знал точной даты прихода красных, целиком зависящей от японцев.
23-24 октября беженцы стали грузиться на суда в б. Новик. К 11 часам утра 25 октября погрузка на переполненные суда была закончена. Берег после нее походил на пашню – беглецы взяли с собой по горсти земли. Красные вступили в город часом ранее, но не нашли судов для преследования.
В ночь на 26 октября флотилия из 25 кораблей, судов и катеров сосредоточилась в Посьете. Здесь Старк узнал, что Дитерихс приказал флотилии следовать в Гензан на кораблях. Положение казалось безвыходным. Некоторые из перегруженных судов шли на буксирах. 360 миль до Гензана они могли не выдержать. Но и в Посьете ждать было нечего. 27 октября Старк отдал приказ сниматься с якорей.
Во время перехода 9 ноября у о. Цусима миноносец «Лейтенант Дыдымов» попал в тайфун и затонул. В числе прочих утонули 60 кадетов Иркутского корпуса. Затонул также катер «Ретвизанчик», а катер «Усердный» выскочил на берег.
В Маниле Старк, вопреки протестам красного правительства, продал суда и корабли. Деньги и небольшой золотой запас, вывезенный из России, разделили поровну среди офицеров и нижних чинов. Ю.К. Старк умер в Париже в 1950 г. Андреевский флаг флотилии теперь хранится в Сан-Франциско в объединении ветеранов и кадетов.
Автор: Александр Львович Ткачев.
На фото: контр-адмирал Ю.К. Старк.
Фото из архива А. Буякова.