Тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР) «Минск» и «Новороссийск» предназначались для борьбы с подводными лодками. Оба были построены на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаеве по одному и тому же проекту – «1143 Киев». Правда, «Новороссийск» планировалось оснастить более совершенными вооружением и электронной начинкой и потому проект назвали «1143М».
Основные характеристики кораблей:
— полное водоизмещение — 41370 т,
— длина — 273,1 м,
— ширина по КВЛ — 31,0 м,
— высота от киля до клотика — 61,6 м,
— максимальная скорость — 32,5 уз,
— максимальная дальность – 7160 миль,
— автономность по запасам – 30 сут.,
— самолётов (Як-38) – 24,
— вертолётов (КА-25) — 2,
— экипаж с авиагруппой — около 2 тыс. чел.
«Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и в ноябре 1978 г. включен в состав ТОФ. Первый командир В.А. Гокинаев. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий).
«Новороссийск» был спущен на воду 26 декабря 1978 г. После достройки и испытаний он также был включен в состав ТОФ, но некоторое время выполнял задачи в составе Черноморского и Северного флотов. Первый командир Б.П. Черных. 17 октября 1983 г. «Новороссийск» отправился из Североморска вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток.
Только вот служить обоим кораблям здесь довелось совсем недолго.
Извечной проблемой ВМФ СССР было обеспечение базирования боевых единиц. Устаревшая тыловая инфраструктура не справлялась с обеспечением базирования всех прибывавших кораблей. Без должного ухода ресурс их снижался ускоренными темпами.
Кроме того, в 1983 г. палубный штурмовик вертикального взлета “Як-38”из-за своих устаревших тактико-технических характеристик был снят с производства, а новый СВВП “Як-41”так и не появился. Без конкурентоспособного самолета тратить деньги на содержание авианосцев было слишком дорогим удовольствием. В июне 1993 г. «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были исключены из состава ВМС.
«Новороссийск» в январе 1996 г. был продан за $ 4 314 млн. южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Ко» на слом и отбуксирован в порт Чусан.
Головной крейсер проекта «Киев» и «Минск» также за бесценок были проданы в Китай, где их переделали в туристические аттракционы. «Киев» – в г. Тянцзине, «»Минск» – в г. Шэньчжене. Причем, «Минск» окупил вложенные в его переоборудование $ 60 млн. уже через 3 года.
Автор: Александр Львович Ткачев.
На фото: ТАКР «Новороссийск» в боевом походе.
Фото из фондов Музея ТОФ.