Первые подводные роботы

Сокращенно их называют АНПА — автономные необитаемые подводные аппараты или AUV Autonomous Underwater Vehicles. С помощью этих подводных роботов исследуется водная толща, дно озер, морей и океанов, ведется обследование затонувших судов и подводных коммуникаций, геологоразведка и картографирование дна. Используются они и в военных целях.

В 70-80-х гг. ХХ в. во Владивостоке сложилась единственная в СССР школа по проектированию, разработке и практическому использованию АНПА. Основал ее Михаил Дмитриевич Агеев (1931-2005) – академик РАН (1992), создатель (1988) и первый директор Института проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН.

После окончания в 1954 г. Ленинградского института точной механики и оптики М.Д. Агеев работал в ЦНИИ им акад. А. Н. Крылова. В 1962 г. стал зав. кафедрой гироскопических приборов и устройств ДВПИ им. В. В. Куйбышева. В 1969 г. в Отделе технической кибернетики ДВФ СО АН СССР организовал лабораторию систем навигации и управления. Когда отдел был преобразован в Институт автоматики и процессов управления возглавил сначала лабораторию, а затем и отдел подводных технических средств и опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Здесь с 1972 г. и начались работы по созданию АНПА.

Создания АНПА требовало оригинальной концепции, отличной от обитаемых аппаратов. Мировой опыт был еще очень мал и весь комплекс систем и устройств для первых подводных роботов приморским специалистам пришлось создавать «с нуля». В результате появился сначала макет, а затем и первый в стране опытный образец АНПА — «Скат». Как катамаран, он состоял из двух корпусов: в одном — аппаратура управления, в другом — источник питания и информационно-измерительные устройства. Кроме того, снаружи к аппарату крепились гидроакустические антенны, световой и радиомаяки, устройства фотографической системы и др. Из этой компоновки впоследствии родилась идея модульной конструкции подводных роботов.

Посещение ИАПУ ДВО РАН Президентом АН СССР академиком А.П. Александровым

Осмотр АНПА в ИАПУ ДВО РАН Президентом АН СССР академиком А.П. Александровым

«Скат» мог решать несложные задачи на глубинах до 300 м. Летом 1974 г. с его помощью было обследовано оз. Байкал вблизи целлюлозно-бумажного комбината.

В 1978 г. АНПА «Скат-гео», созданный по заказу ЦНИИГАиК, был испытан в Кандалакшской губе Белого моря — проводил геодезические измерения и фотосъемку шельфа.

По заказу ГУНиО МО СССР были разработаны АНПА «Л-1» и «Л-2», которые полностью оправдали себя при поиске и обследовании затонувших АПЛ «К–8» (1982-1983), «К–219» (1987) и «Комсомолец» (1989) на рекордных глубинах до 6 км.

В 1988 г. на базе «агеевского» отдела ИАПУ был организован ИПМТ ДВО РАН. К 2010 г. на его счету было уже два десятка реализованных проектов, в том числе с учеными Китая, Кореи и США.

Михаил Дмитриевич ушел из жизни в 2005 г. академиком, кавалером орденов Трудового Красного Знамени и Знак Почёта (1996), медальи «300 лет Российского флота». В 1990 г. он был удостоен международного диплома «INTERVETION/ROV’90» 1-й степени за лучшую работу года и вклад в прогресс мировой подводной робототехники.

Автор: Лев Киселев

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены