Сегодня трудно себе представить, как при строительстве мостов, корпусов кораблей, подлодок можно обойтись без электросварки. Между тем до 20-х гг. XX в. отдельные части их соединялись с помощью заклепок. И первый в СССР (и второй в мире) цельносварной мост, и первое цельносварное судно были изготовлены во Владивостоке, на Дальзаводе. Автором новой технологии стал профессор Государственного дальневосточного университета Виктор Петрович Вологдин.
Он родился в 1883 г. в г. Куве Пермской губернии. Его отец Петр Алексеевич в то время работал на Кувинском заводе смотрителем рудников. Потом были другие заводы, но со временем многочисленная семья Вологдиных (6 детей) осела в Перми, где отец сменил специальность, стал журналистом и даже редактировал неофициальную часть «Пермских губернских новостей».
Дуговую сварку Виктор Вологдин впервые увидел в 11 лет на Мотовилихинском заводе. Но стать он хотел моряком и в1902 г. поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте. Незадолго до выпускных экзаменов был отчислен за антиправительственную агитацию. В 1906 г. поступил на электромеханическое отделение Петербургского политехнического института. В 1909 г. защитил дипломный проект и был оставлен в институте преподавателем.
В гражданскую войну бывший «красный агитатор» ушел воевать за белых, о чем в советское время никто, разумеется, не знал. В 1918 г. был военным комендантом г. Воткинска. Потом служил у Колчака в чине капитана 2-го ранга. В этом звании в 1919 г. он и приехал во Владивосток представителем Морского министерства Колчака – директора правления Дальзавода. С 1920 г. он – начальник технического бюро Дальзавода. Параллельно преподает в ГДУ.
Первоначально сварка на Дальзаводе использовалась при ремонте гребных винтов, деталей механизмов, палубного настила. Но ей не доверяли. Вологдин изучает условия, влияющие на прочность шва, впервые вводит понятие «коэффициент расплавления». И в 1921-22 гг. под его руководством изготавливаются несколько первых в СССР сварных паровых котлов.
В 1924 г. с помощью сварки Вологдин восстанавливает железнодорожный мост через Амур у Хабаровска. А в 1928 г. во Владивостоке на м. Эгершельда под его руководством строится первый в СССР цельносварной мост с пролётом 25,08 м. Сварка проводилась зимой при температуре минус 40 градусов.
В 1927 г. Вологдин открывает в ГДУ подготовку инженеров-сварщиков. В 1930-м проектирует, руководит строительством и сдает в эксплуатацию первый в СССР цельносварной буксирный катер. Под индексом ЖСЛ их было построено на Дальзаводе 10 штук, и они исправно служили в течение 20 лет.
В 1933 г. Вологдин назначается руководителем сварочной группы технического отдела Главморпрома в Ленинграде. Под его руководством строятся гидрографические суда и ледоколы.
Творческое наследие Вологдина составляют 30 трудов, главные из которых – «Технология дуговой сварки» и «Деформации и внутренние напряжения при сварке судовых конструкций».
Автор: Александр Ткачев.
The first all-welded bridges and vessels
The first bridge and vessel, made by means of electric welding, were produced in Vladivostok. V.P. Vologdin (1883-1950), the author of this technology, graduate of the Petersburg Polytechnic Institute, worked as an engineer at Dal’zavod and taught at the Far Eastern State University. Studying durability of a welded seam, he introduced the concept «effervescive of burn-off «. In Vladivostok under his stewardship the first all-welded bridges in the USSR were constructed in 1928, towing boats — in 1930. Since 1933 he supervised the construction of hydrographic vessels and ice breakers in Leningrad.