«Дальзавод» ведет свою биографию с 1887 г., когда на его нынешней территории открылся Механический завод Владивостокского военного порта. Но таким образом из приморской истории исчезает другое предприятие, которое мы с полным основанием можем назвать первым производственным предприятием края. Это мастерские по ремонту судов и орудий, основанные в 1864 г. по указанию и под руководством морского офицера Николая Яковлевича Шкота.
Именем Шкота названы сегодня остров и полуостров в заливе Петра Великого, мыс в зал. Св. Ольги, поселок и район Приморского края. И тому есть все основания. После участия в обороне Севастополя и ранения Шкот в 1857–1863 гг. занимался гидрографическими исследованиями в Охотском и Японском морях на пароходе-корвете «Америка» и транспорте «Японец». А в 1864 г. служил помощником командующего над портами Восточного океана, а затем – главным начальником Южных гаваней Восточного океана. В этом качестве он и основал мастерские, которые в 1865 г. решено было преобразовать во Владивостокское отделение Николаевска-на-Амуре адмиралтейского завода. Отделение состояло из двух цехов – механического и кузнечного – и было оборудовано 4 станками и 2 локомобилями.
После перебазирования в 1871 г. во Владивосток военного порта сюда же было перевезено и оборудование Николаевска-на-Амуре адмиралтейского завода. И таким образом бывшие «шкотовские» мастерские стали главной ремонтной базой Сибирской флотилии. Здесь появились столярная, такелажная, парусная, шлюпочная мастерские, котельная. По территории разрастающегося завода были проложены железнодорожные пути, движение по которым осуществлялось конной тягой.
В начале 80-х гг. принимается решение о переносе территории порта примерно на километр в сторону Гнилого угла. Часть адмиралтейских мастерских также переносится на новое место, а вместо старого ветхого здания механического цеха в 1883-87 гг. строится новое здание завода и заводоуправления.
И вот что любопытно: первый на Дальнем Востоке паровой плавучий кран грузоподъемностью 50 т, построенный под руководством корабельного инженера- капитана В.В. Максимова, спускается на воду в 1886 г., то есть примерно за год до официального открытия официального предтечи «Дальзавода» – Механического завода Владивостокского военного порта.
Автор: Александр Ткачев.
The first manufacturing enterprise
In 1864 shipyard and tactical equipment repair base were open on the coast of Golden Horn Bay under auspices of Navy officer Nicholai Shkot. In 1865 it was decided to convert them into the Branch of Nikolaevsk-on-Amur Admiralty Shipyard. Mechanical and blacksmith shop floors were equipped with 4 machines and 2 portable engines. In 1871 other equipment from Nikolaevsk-on-Amur was shipped there, rigging, boat, joiner’s shops, sailing loft, boiler station were built, railroad tracks were laid. It became the main repair facility of Siberian Flotilla.