Два старейших приморских порта – Владивосток и Посьет – появились на карте почти одновременно – летом 1860 г. С равными шансами стать главной российской гаванью на Тихом океане. Победил Владивосток, куда в 1871 г. перешла Сибирская флотилия. Это и определило судьбу обоих портов на полтора столетия как минимум.
Впрочем, до конца XIX в., несмотря на оживленную международную торговлю, понятие «порт» применительно к Владивостоку было скорее географическим и техническим, нежели юридическим. Это были разрозненные причалы и склады государственных ведомств и коммерческих компаний.
Лишь 10 мая 1896 г. в связи со строительством Транссиба император Николай II утвердил: «Коммерческий порт строить в бухте Золотой Рог… к югу, к мысу Эгершельд». 27 сентября 1897 г. там и были заложены первые двухтысячепудовые массивы будущих причалов. День этот считается с тех пор днем рождения Владивостокского морского торгового порта.
В советское время до 1991 г. порт был закрыт для иностранных судов. Затем контакты с зарубежными перевозчиками возобновились. После акционирования в порту было организовано несколько стивидорских компаний, которые получили основные производственные фонды ВМТП в аренду. Позднее они объединились в одноименную с портом ассоциацию. В 1995 г. ВМТП был принят в члены Международной ассоциации портов и гаваней.
В начале XXI в. четвертый по величине порт Дальнего Востока специализировался на перевалке металлов, лесных, рефрижераторных, различных тарноштучных грузов, зерна, сахара-сырца, нефтекокса, автомобилей.
Территориально он был разделен на два грузовых района, пассажирский терминал и нефтебазу. Из 16 причалов с глубинами до 11,6 м 12 были грузовыми, 2 – пассажирскими, 1 – бункеровочным, 1 – вспомогательным. Их общая протяженность – 4,5 километра. Общая площадь крытых складов – 54,1 тыс. кв. м, открытых – 71,7 тыс. кв. м. В 2006 г. ВМТП переработал более 4 037 тыс. тонн грузов.
Порт Посьет стал активно развиваться только после акционирования в 1992 г. Специализация: экспорт угля (95%), а также ферросплавы, клинкер, цветные металлы, металлопродукция, контейнеры, оборудование, пиломатериалы, круглый лес.
К 2006 г. 3 грузовых причала порта с глубинами 9,5 м имели протяженность 450 м. Открытые (25,3 тыс. кв. м) и крытые (3 тыс. кв. м) склады одновременно вмещали до 100 тыс. тонн грузов. В 2011 г. мощность порта составляла 3,3 млн тонн грузов в год с перспективой увеличения после реконструкции до 7-9 млн.
Автор: Александр Ткачев.
Oldest sea ports
Primorsky Territory’s two oldest sea ports, Vladivostok and Posyet, came into existence in summer of 1860. Eventually, priority was given to Vladivostok where the Siberian Flotilla was deployed in 1871. In connection with construction of the Trans-Siberian Railroad, Emperor Nicholas II ruled on 10 May 1896: “The commercial port to be built in Golden Horn Bay… southwards, toward Cape Egersheld.” First 32-ton blocks of future quays were installed exactly in that place on 27 September 1897. This date is considered Vladivostok Commercial Sea Port’s birthday. Posyet Port began actively developing only after its transformation into a stock company in 1992.