26 июля 1907 г. газета «Дальний Восток» сообщила о первой во Владивостоке автомобильной аварии: «На углу Посьетской и 1-ой Морской улиц автомобиль присяжного поверенного г-на Преображенского налетел на экипаж генеральши Белой… Вскоре городская управа ввела и первые правила дорожного движения для гужевого и автомобильного транспорта. К сожалению, ни одного автомобиля той поры в Приморье не сохранилось.
Старейшим на сегодняшний день в крае автомобилем можно считать темно-синий почтовый фургон «Форд-А» 1927 г. выпуска. В начале 90-х гг. ХХ в. его в качестве сувенира привез из США один из местных автолюбителей. Долгое время «Форд» этот «бродяжил» по автостоянкам Владивостока, пока не нашел пристанище в Музее автомотостарины. Здесь компанию ему составляют автомобили, многие из которых можно назвать «первыми» и «старейшими» в своем роде.
Прежде всего это близкие родственники «Форда-А» – первые советские автомобили – грузовик ГАЗ-АА («полуторка») и легковой ГАЗ-А. Обе эти модели выпускались с 1932 г. Горьковским автозаводом по лицензии компании «Форд». Интересно, что первые грузовик и легковушка ГАЗа имели одинаковые 40-сильные двигатели, одинаковые рулевой механизм, электрооборудование, щиток приборов, передние дверцы и раму ветрового стекла.
У ГАЗ-А, выставленного в экспозиции музея, есть своя «легенда». Согласно ей, в 30-х гг. эта машина находилась в распоряжении писателя Алексея Толстого. Затем ее отправили в Приморье и передали Чугуевскому управлению сельского хозяйства. После того как автомобиль отслужил свое, водитель управления выкупил его у государства по остаточной стоимости. Там же, в Чугуевке, это авто и нашли сотрудники Музея автомотостарины.
Выставлен в музее и представитель первой в нашей стране модели представительского класса – ЗИС-101 1935 г. выпуска. В 1937-1939 гг. эта машина возила Н.Г. Кузнецова – легендарного советского адмирала и флотоводца, служившего в те годы первым заместителем командующего и командующим ТОФ.
Здесь же можно познакомиться и со старейшиной всех японских джипов. Это трофейный армейский автомобиль не существующей уже фирмы Kurogane. В серию он был запущен в 1938 г. Сегодня в мире таких осталось всего несколько экземпляров.
Автор: Александр Ткачев.
Oldest automobile
The first traffic accident occurred in Vladivostok in July 1907 at the corner of First Morskaya and Posietskaya streets: “the car by Mr. Preobrazhensky, a lawyer, collided with the carriage by Mrs. Belaya, a general’s wife…” First traffic regulations were adopted by the city council soon after that. The oldest automobile in Primorsky Territory is the Ford-A post van made in 1927. It was brought from USA by a local motorist as a souvenir in early 1990s. The Vladivostok Vintage Auto Museum also has on display first Soviet-made automobiles – GAZ-AA truck, GAZ-A car and ZIS-101 executive car made in 1935.