Последний поход Сибирской флотилии

25 октября 1922 г. долгие годы назывался днем освобождения Приморья от белогвардейцев и интервентов. Затем – днем трагического «Исхода любивших Россию и покинувших ее» в память о последнем походе Сибирской флотилии под командованием контр-адмирала Ю.К. Старка (1878-1950).

Не было панического бегства. Эвакуация началась 16-го октября уходом в Посьет транспорта «Охотск» и канонерской лодки «Илья Муромец». Согласно первоначальному плану, беженцы должны были вместе с воинскими частями пешком следовать из Посьета в Китай. Эвакуировать предполагалось около 10000 чел. В Посьет их должны были доставить пароходы Доброфлота и частные суда.

Команды пришлось доукомплектовывать личным составом флотилии. 4000 тонн угля взяли на железной дороге. Запаслись мукой и солониной. В разгар работы по заготовке провизии бежал за границу с 7000 иен помощник флагманского интенданта мичман Будилов. Этот факт в отчете о событиях Старк отметил, «чтобы пресечь возможность службы этого недостойного офицера в составе будущего Российского флота»(!)

Адмирал приказал временно арестовать руководителей большевистского подполья, чтобы не мешали эвакуации. Никто не знал точной даты прихода красных, целиком зависящей от японцев.

23-24 октября беженцы стали грузиться на суда в б. Новик. К 11 часам утра 25 октября погрузка на переполненные суда была закончена. Берег после нее походил на пашню – беглецы взяли с собой по горсти земли. Красные вступили в город часом ранее, но не нашли судов для преследования.

В ночь на 26 октября флотилия из 25 кораблей, судов и катеров сосредоточилась в Посьете. Здесь Старк узнал, что Дитерихс приказал флотилии следовать в Гензан на кораблях. Положение казалось безвыходным. Некоторые из перегруженных судов шли на буксирах. 360 миль до Гензана они могли не выдержать. Но и в Посьете ждать было нечего. 27 октября Старк отдал приказ сниматься с якорей.

Во время перехода 9 ноября у о. Цусима миноносец «Лейтенант Дыдымов» попал в тайфун и затонул. В числе прочих утонули 60 кадетов Иркутского корпуса. Затонул также катер «Ретвизанчик», а катер «Усердный» выскочил на берег.

В Маниле Старк, вопреки протестам красного правительства, продал суда и корабли. Деньги и небольшой золотой запас, вывезенный из России, разделили поровну среди офицеров и нижних чинов. Ю.К. Старк умер в Париже в 1950 г. Андреевский флаг флотилии теперь хранится в Сан-Франциско в объединении ветеранов и кадетов.

Автор: Александр Львович Ткачев.

На фото: контр-адмирал Ю.К. Старк.

Фото из архива А. Буякова.

 

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

О проекте

В 2010 г. частное издательство «Родослов.ру» (Владивосток) выпустило в свет книгу «Энциклопедия рекордов. Приморский край. Все самое, самое, самое…». Вот приведены несколько ссылок на отзывы о ней в СМИ. http://www.encyclopedia.ru/news/enc/detail/38875/ http://news.mail.ru/society/6916047/?state=90& http://www.primamedia.ru/news/02.03.2010-118762/p=2 http://ptr-vlad.ru/news/ptrnews/26900-v-primore-pojavilas-svoja-kniga-rekordov-ginnesa..html Энциклопедия эта завоевала несколько медалей на региональных ярмарках, в качестве научно-популярного издания была признана и академическим сообществом, и органами народного образования, и, что важнее всего, массовым читателем. Департамент образования и науки администрации Приморского края рекомендовал ее школам для использования в учебном процессе. Приморская краевая библиотека для слепых по просьбам своих читателей даже перевела ее на язык Брайля — получилось восемь толстенных томов каждый размером с подушку — и записала аудиоверсию, начитанную диктором. А редакция решила продолжить этот проект в Интернете в форме общедоступного образовательного сайта. На котором вы и находитесь. Задайте необходимые параметры в окне «Поиск» или откройте меню «Содержание энциклопедии». Удачи.

Энциклопедия приморья © 2022 Все права защищены